Коломенское. Дворец Алексея Михайловича
Сегодня я путешествую по усадьбе Коломенское в Замоскворечье, которая имеет богатую и очень интересную историю. Приезжая в Москву, надо обязательно планировать посещение Коломенского.
По одному из исторических предположений село Коломенское основали беженцы из подмосковного города Коломна, , когда в 1237 году они спасались от нашествия татарских войск хана Батыя. Интенсивная застройка села началась в XIV -м веке, село уже упоминалось в 1328 году в завещании Ивана Калиты, прямого внука Александра Невского.
В дальнейшем село получали в наследство правители московские князья Иван III Васильевич (Великий) и Василий III (отец Ивана Грозного) и сам Иван IV Грозный. Они строили скромные деревянные загородные палаты, которые впоследствии не сохранились, были уничтожены пожаром при нашествии татар и во времена Смуты (переход правления после Ивана Грозного к династии Романовых).
Первым каменным сооружением в Коломенском стала шатровая церковь Вознесения Господня, заложенная во времена правления Василия III в 1532 году в честь рождения Ивана Грозного, она стала первым шатровым каменным храмом в России. В дальнейшем рядом была построена колокольня вместо звонницы.
Во времена правления самого Ивана Грозного в честь его венчания была построена в 1547-1554 годах церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Из интернета позаимствовала фото
В XVII-м веке деревней заинтересовалась царская семья. Была проведена дальнейшая перестройка, в результате появилась Георгиевская церковь с Георгиевской колокольней и для снабжения царского дворца водой была построена водовзводная башня.
В настоящее время Коломенское является Государственным музеем — заповедником, на его территории сохранились все перечисленные сооружения, их можно сегодня посмотреть. Общая площадь заповедника составляет 390 га. Схема расположения достопримечательностей усадьбы указаны на схеме, приведенной ниже
Но любимой загородной резиденцией Коломенское стало для царя Алексея Михайловича (отца Петра I-го), при нем оно преобразилось и стало действительно царской усадьбой.
А) Старый дворец Алексея Михайловича
Отец Алексея Михайловича — первый царь новой династии Романовых Михаил Федорович — построил небольшой деревянный дворец, а его сын основательно занялся переделкой усадьбы : он велел построить вокруг этого дворца Государев двор с оградой и воротами, с каменной домовой церковью, а на месте старого появился новый прекрасный дворец, который современники называли «восьмое чудо света». Вот о нем я и хочу рассказать подробнее — ради него я и приехала в Коломенское!
В истории Москвы это сооружение называют «Дворец царя Алексея Михайловича «. Построен он был в 1667-1668 годах бригадой мастеров из 226 человек 20-ти разных специальностей под руководством архитекторов — плотников из простолюдинов Семена Петрова и Ивана Михайлова, а также иконописцев Симона Ушакова и Богдана Салтанова. В 1681 году дворец был расширен и частично перестроен при участии Саввы Дементьева, за строительством царь наблюдал лично. При царствовании Петра I-го и дочери его Елизаветы Петровны Коломенское продолжало оставаться царской резиденцией, они распоряжались о проведении небольших ремонтов дворца, сохраняя его прежний вид.
О красоте дворца во времена царя Алексея Михайловича, его конструкции и находящимися рядом сооружениях всего Государева двора мы можем судить сейчас только по гравюрам и картинам XVII — XVIII веков
Русский архитектор итальянского происхождения при дворе Екатерины II-ой Джакомо Гваренги изобразил на своей гравюре дворец так, что на ней можем наблюдать в дополнение к уже построенным сооружениям Коломенского все составляющие самого дворца и Государева двора. Это церковь Казанской иконы Божьей Матери (коротко — Казанская церковь), построенная в честь первенца Алексея Михайловича Дмитрия Алексеевича. Церковь являлась вначале домовой и соединялась на уровне 2-го этажа с дворцом крытым деревянным переходом длиной 50 метров и шириной 3 метра. На Государевом дворе были расположены Хлебный, Сытный и Кормовой дворы, а также Караульные, Приказные и Полковничьи палаты. Вокруг резиденции были огромные сады, которые окружались высоким забором и воротами — Задними, Передними и Садовыми. Передние ворота предназначались для приема иностранных и знатных гостей, которые прибывали на Государев двор по воде Москва — реки. Через Задние ворота можно было пройти на хозяйственную часть двора, впоследствии ворота стали тоже парадными и получили название Спасские.
Сам дворец включал женскую и мужскую половины, в мужскую входили терема царя, царевича и парадные сени, а женская включала в себя покои царицы и четырех царевен. Дворец имел ассиметричную планировку, в длину 100 метров, в ширину 80 метров, высотой 50 метров. Общая площадь здания без учета хозяйственных построек составляла 1025 кв. метров.
На плане «Около 1740 года План Коломенских главных строений».
( Источник: Из кн.: Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы ) цифрами я показала: А — Государев двор; 1 -дворец царя Алексея Михайловича; 2 — Церковь Казанской иконы Божьей Матери (Казанская церковь); 3 — деревянный крытый переход от дворца к Казанской церкви; 4 — ансамбль Передних ворот (Передние ворота с Караульными, Приказными и Полковничьими палатами); 5 — Спасские (Задние ворота)
Дворец был построен из сосны и дуба и установлен на каменном фундаменте, состоял из 27 теремов и палат. Разной высоты срубы венчались необычными кровлями и соединялись крытыми переходами между собой, домовой церковью и подсобными помещениями; высота некоторых палат достигала 30 метров.
По архитектурному оформлению дворец являлся образцом старорусского стиля хоромного строительства — разноцветного, яркого и пестрого. Это был городок с цветными чешуйчатыми крышами, с непохожими друг на друга хоромами, напоминал затейливую игрушку; Парадное (Красное) и остальные крыльца подпирались резными витыми столбами, палаты оформлены башенками и кокошниками, каждый элемент конструкции содержал резьбу, роспись позолотой и разноцветными красками, а также керамику; стены и потолки внутри покоев и палат покрыты орнаментальной росписью по золотому фону. Снаружи дворец украшали изумительно красивые резные наличники 3000 окон.
Дворец простоял сто лет, а затем по указу Екатерины II-ой в 1767 году был разобран, при демонтаже с участием архитектора Ивана Мичурина были сделаны обмеры и записи, составлены подробные чертежи и планы, в последствии были изготовлены макеты, по которым можно было бы воссоздать великолепный дворец XVII века.
Б) Современный дворец Алексея Михайловича
Уже в 2000-ые годы дворец возродился вновь — по историческим чертежам, записям, макетам, а также раскопкам , проведенным на месте расположения старого дворца в Коломенском, был построен новый. Авторы называют его скромно макетом в натуральную величину, не претендуя на точную достоверность. Зато мы сейчас можем снова любоваться красотой дворца!
Рассказать о моем знакомстве с достопримечательностями Коломенского я попыталась с помощью схемы, взятой из интернета. Стрелочками бордового цвета я показала по-моему мнению удобный путь движения, чтобы успеть увидеть не все, но многое. Пунктиром показан путь, как можно быстро (на бесплатном автобусе, курсирующем по территории усадьбы) доехать от территории бывшего Государева двора до современного расположения дворца царя Алексея Михайловича.
Как видно по схемам, расположение восстановленного дворца отличается от старого. Приведу все пункты отличия:
— по расположению: дворец перенесен на 1 км от бывшего места; связано с тем,что к тому времени, когда было принято решение о восстановлении дворца, на месте разобранного дворца выросли вековые дубы и липы, архитекторы не стали их уничтожать. Казанская церковь, ансамбль Передних ворот и Спасские (Задние) ворота остались на старом месте, а месторасположение дворца изменилось.
— по ориентации: новый дворец при строительстве повернули по отношению к сторонам света на 90 градусов;
— по конструкции : в целях увеличения долговечности макет выполнен в натуральную величину из железобетона, покрытого бревнами.
Из интернета позаимствовала для наглядности фото панорамных видов современного дворца царя Алексея Михайловича с высоты птичьего полета, иначе по моим фотографиям не будет эффекта масштабности и великолепия этого сооружения. Очень грандиозно!
Общая площадь застройки современного дворца составляет 7023 кв. метра, исторический интерьер воссоздан на площади 1775 кв. метров, хоромы расположены на пяти уровнях и объединяют 5 строений, во дворце 27 теремов и 288 помещений, 3000 окон.
На заимствованном фото показала схему моего движения вокруг дворца, чтобы подробно описать каждую сторону этого изумительно красивого сооружения.
Видео съемки дворца с высоты птичьего полета здесь.
Я начинаю свое движение вокруг дворца со стороны 1, подъехала сюда на бесплатном автобусе, который курсирует по территории Коломенского от Спасских ворот.
1 — это вид со стороны крыльца, ведущего в хоромы царевен
Вначале вижу первый терем,
далее открывается вид на крыльцо входа в хоромы царевен.
Обойдя крыльцо вижу сквозь листву второй терем,
а затем вдалеке и третий.
Это угловой терем, около которого начинается переход — арка на территорию двора царицы.
Между вторым и третьим теремом есть отдельный вход во внутренний дворик царевен и в подклет ( подклет — это нижнее цокольное нежилое помещение дворца).
Во внутреннем дворике открывается большое количество видов на крыльца входа в подклет, а также крыльца и лестницы в хоромы царевен
Из внутреннего дворика у входа в подклет хорошо видна красивая изумрудная кровля и окна хором царицы
Выйти из внутреннего дворика можно через небольшой переход, который выводит меня сразу на территорию центрального входа в хоромы царицы (см. на верхней схеме).
Но я снова вернулась к угловому терему покоев царевен, обогнула его и прошла на территорию главного входа в хоромы царицы через проем — арку в стене, примыкающей к терему царевен. Это уже согласно схеме моего движения сторона 2.
2 — это вид со стороны главного входа в хоромы царицы
И вот передо мной открывается шикарный вид на все великолепие хором царицы,особенно масштабно они смотрятся со стороны сада напротив.
Необыкновенно красиво крыльцо входа в хоромы царицы
Находясь у входа в хоромы царицы, можно увидеть терем и покои царя, правда не с парадного входа
Налюбовавшись вдоволь крыльцом и двором царицы с садом, направляюсь на мужскую половину территории дворца, то есть к Парадному Красному) крыльцу через белоснежную арку. Я попадаю на двор царя, это вид 3.
3 — это центральная территория Государева двора и Парадный (Красный) вход в хоромы и покои царя и царевича
Снова помещаю фото общего вида из интернета, мне не удается охватить всю панораму — мешают деревья сада
Рассматриваю элементы этой части дворца по отдельности. Самое главное — Парадное (Красное) крыльцо. К крыльцу мог подъехать только царь, за нарушение этого положения этикета применялось строгое наказание. Все гости и иностранные послы спешивались у Передних ворот и шли ко дворцу пешком.
Далее подробно рассматриваю хоромы царя по правую сторону Парадного входа
Затем прохожу мимо хором царя по левую сторону Парадного входа. Чтобы лучше была видны мелкие элементы украшения дворца, привожу фото из интернета, на котором видна изумительная красота и роскошь резных наличников окон царских хором.
Сегодня в теплое время года у здания дворца открывается летнее кафе. Согласно схеме моего движения вокруг дворца перехожу на сторону 4.
4 — это вид на хоромы царя и хоромы царевича на угловом переходе
Хоромы стоят рядом и смотрятся нарядно и торжественно.
Сначала открывается вид на покои царя.
Затем видны терема покоев царя и хоромы царевича рядом. И это еще один красочный вид дворца.
Далее перехожу на последнюю сторону моего путешествия вокруг дворца Алексея Михайловича — сторона 5.
5 — это вид со стороны хором царевича
Сначала вижу снова (только в профиль) парадное крыльцо и хоромы царя.
А вот и хоромы царевича и его двор.
Скромно… Но царевич же еще не царь!
Далее по этой стороне видны только закрытые деревянным настилом стены, за которыми скрыты двор царицы и царевен.
Очень быстро закончилось мое путешествие вокруг дворца, но я испытала в это время чувство восхищения — это была резиденция, достойная царя!
Внутри современного воссозданного дворца размещены подлинные предметы эпохи царствования Алексея Михайловича: гравюры, рисунки, картины, украшения и книги, сервизы и оружие, светильники и иконы.
Внутреннее убранство дворца Алексея Михайловича на видео можно посмотреть здесь. Подробно прочитать об истории создания старого дворца и его современной постройке, увидеть фото и детальное изображение дворца можно здесь.
Очень хорошо, что восстановили этот дворец. Когда осматриваешь его, возникает чувство гордости за наших предков — мастеров из народа. Они своими талантливыми руками создали постройку радости, праздника, мечты и сказки. Покрытая изумрудной краской с позолотой кровля всего комплекса, отражаясь в водной глади Москва-реки, производила потрясающее воздействие на иностранных послов, поднимавшихся по склону к царскому дворцу. Цель была достигнута — дворец царя Алексея Михайловича и создавался не для обыкновенной жизни, а для того, чтобы поражать всех красотой, богатством и роскошью. Сказочное сооружение!
P. S.
1. Прочитала в интернете очень интересные предположения историков : Екатерина II приказала разобрать дворец царя Алексея Михайловича не просто из-за его обветшалости. Когда затраты на ремонт дворца показали императрице, она посчитала их очень большими и не стала отдавать распоряжение на ремонт. Вначале в 1766 году вышел указ о строительстве на территории Коломенского нового дворца для императрицы в европейском стиле, денег на него хватило (см. на фото).
Как только в 1767 году дворец был построен , в это же время по указу Екатерины II был разобран дворец царя Алексея Михайловича. Совпадение интересное, похоже императрице не нравилось строение царя в старорусском стиле.
2. Во времена правления царя Алексея Михайловича была еще одна царская резиденция в Измайлово, где был построен дворец и Государев двор, похожий на резиденцию в Коломенском, но в 1767 году по указу Екатерины II и он был разобран. Но о дворце в Измайлово расскажу в следующей статье.
До встречи!